Данная рабочая программа разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания ГБОУ «Средняя школа № 1». Цели изучения биологии на уровне основного общего образования: Достижение целей обеспечивается решением задач: Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная рабочая программа предусматривает изучение биологии в объеме 243 часов за пять лет обучения: Изучение биологии в 5–9-х классах ГБОУ СОШ № 1 осуществляется на базовом уровне. Цели и задачи изучения географии: Место учебного предмета в учебном плане География – обязательный учебный предмет предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания географии в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебный план отводит на изучение географии 278 часов за пять лет обучения: Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 5–9-х классов «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева и др. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного от- ношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Примерная рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации. Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата. Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете). Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи. Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"». Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на 102 учебных часовза год обучения. Учебный план на изучение литературы в 5 классе отводит3учебных часав неделю, всего 102 часа; Для реализации программы используются пособия из УМК по литературе для педагога и обучающихся. Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2 . Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются: Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры. Рабочая программа учебного предмета «Математика» рассчитана на 170 учебных часов за 1 год обучения. Учебный план на изучение математики в 5-м классе отводит 5 учебных часов в неделю, всего 170 учебных часов. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования ФГОС ООО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения лицей №2. Целями изучения русского языка на уровне основного общего образования являются: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» рассчитана на 170 учебных часовза год обучения. Учебный план на изучение русского языка в 5 классе отводит 5 учебных часов в неделю, всего 170 часов. Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе для 5 класса данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом. Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно- ориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических спосбностей и их целенаправленногоразвития. Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности. Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно- процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в рабочей программе модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность. Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки». Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека. Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека. Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе. Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни). Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества; исследованы социальные аспекты технологии. Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»). Программа выполняет роль психолого-педагогического сопровождения выбора будущей профессии и психологического обеспечения профессионального самоопределения, т.е. профориентационный минимум. Данный курс формирует представления обучающихся о государственных символах Российской Федерации. Через изучение элементов российской государственной символики обучающиеся познают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции. Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Программа направлена на содействие расширению двигательного опыта обучающихся, сохранение и укрепление здоровья, формирование и развитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям легкоатлетическими упражнениями Цель курса: формирование социальной активности обучающихся через творческую проектную деятельность Место курса в плане внеурочной деятельности: Взаимосвязь с Рабочей программой воспитания Программа «Фитнес для укрепления здоровья» разработана на основе комплексной программы физического воспитания для 1-11 классов М.: Просвещение, 2012, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, календарным графиком, расписанием занятий, расписанием звонков. Календарный учебный график регламентируется: приказами по лицею, расписанием занятий, графиками дежурств, должностными обязанностями, графиками работ специалистов, нормативными документами. Календарный учебный график Продолжительность учебного года: 5-9-е классы – 34 недели. Учебный год начинается с 01.09, оканчивается 31.05. следующего года. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 2. Регламентирование образовательного процесса на год Учебный год на уровне основного общего образования делится на 4 четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней и регулируется ежегодно календарным учебным графиком с соблюдением сроков каникулярного времени. Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность учебной рабочей недели: В 5-9 классах шестидневная рабочая неделя Регламентирование образовательного процесса на день Учебные занятия организуются в одну смену. Занятия дополнительного образования, групп продленного дня, обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т.п. организуются по окончании основных занятий учащихся. Начало занятий 8.00. Продолжительность уроков: в 5-9 классах- 40 минут. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания лицея №2 Целью реализации данной программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через: Достижение цели обеспечивает решение учебно-методических задач: В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения в начальной школе с 1-го по 4-й класс включительно. В учебном плане лицея на изучение музыки предусмотрено 135 часов за четыре года обучения: 33 часа в 1-м классе и по 34 часа в год во 2—4-х классах. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения. Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре человечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (тру да, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно-прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объединяют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных (природных и искусственных) материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искусства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и классики до современного авангарда. Они лежат в основании зарождения и развития художественного конструирования, дизайна, технической эстетики. В данной программе все они преобразованы в общие способы построения красоты, единые для разных видов искусства и художественного труда, достаточно простые и доступные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличать верное построение от неверного. На их основе в данной программе интегрированы в единый предмет два курса начальной школы — «Изобразительное искусство» и «Технология». Каждому человеку изначально присуща потребность в красоте. Потребность идеальная, т.е. бескорыстная, и поэтому составляющая одно из оснований его духовной жизни. Поэтому первой из целей данной программы является формирование и развитие способности учащихся воспринимать, понимать, чувствовать и создавать прекрасное в своей художественной деятельности, в окружающей их жизни и в искусстве. Эту способность называют «чувством красоты». На ее основе у детей формируется «художественный вкус» — умение отличать подлинные эстетические ценности от их подделки, красоту от красивости, УМК «Литературное чтение» для 1-го класса представляет собой первый раздел единого курса «Литература как предмет эстетического цикла», который рассчитан на 11 лет обучения в школе. Этот раздел охватывает послебукварный период в первом классе и носит пропедевтический характер, т.е. его цель – подготовить детей к систематическому курсу, начинающемуся у детей со второго класса.Основной целью программы в букварный период является овладение навыками чтения. А в послебукварный период – формирование читательской компетентности через: Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами со-читательской смыслодеятельности. Восприятие и понимание обучающимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать при помощи особого подбора литературных текстов. Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является «тщательное» чтение. «Тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Теоретическими концентрами курса является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса. Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ. Обучающиеся 1-2 классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивают в себе способности работать с образом, выявлять средства его создания. Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем. В 1 классе на изучение предмета отводится 132ч (92ч – букварный период, 40ч – послебукварный период). Программа по математике для начальных классов ориентирована на деятельностный подход в обучении и построена как часть целостного курса в средней школе. Программа является классической, поскольку: а) непреходящей ценностью в ней является ребенок; б) она основана на трудах классиков в психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.; в) она ориентирована не только на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, но и, как следствие, на формирование разных компетенций младших школьников; г) она опирается на исторический подход при изучении основного математического понятия — понятия числа. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления. Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества и взаимодействия с природой. Основная учебная задача курса — открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможны на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук. В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств обучающегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1—4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания. Вместе с тем понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в то случае, если у него сформировано представление о некоторой систем лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (так как грамотное письмо для них — символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории. Вместе с тем в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них — формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен. Для его превращения в осмысленное восприятие читаемого текста в качестве «единиц» чтения должны быть выделены не слоги и фонетические слова, а более крупные единицы текста. Осознанное их выделение опирается на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Поскольку эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия, их выделение и анализ составляют особую задачу на заключительных этапах обучения чтению Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т.е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебукварного периода. Поскольку такое членение высказывания обусловлено контекстом, учащиеся постепенно начинают предугадывать, прогнозировать его, что и создает предпосылки для перехода к смысловому чтению. Для облегчения этого перехода в упражнениях, предназначенных для отработки навыков чтения в послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения (тактовое ударение более сильное, чем словесное, с помощью него выделяются значимые слова в рамках такта — смыслового отрезка фразы, высказывания), которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т. е. общению, диалогу с автором текста. Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Её коллективно-распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию чувства языка, которое становится одним из существеннейших факторов развития речи. Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч Программа выполняет роль психолого-педагогического сопровождения выбора будущей профессии и психологического обеспечения профессионального самоопределения, т.е. профориентационный минимум. Рабочая программа «Подвижные игры» разработана на основе комплексной про-граммы физического воспитания учащихся 1-11 классов «Физкультура и спорт». Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ). Данная рабочая программа имеет спортивно-оздоровительную направленность и содержит в своей основе подвижные и спортивные игры. Государственные символы России — это сокровища национальной культуры, утверждающие преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д. Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, разъяснение их сущности и значения, повышение их Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к основной образовательной программе начального общего образования. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, календарным графиком, расписанием занятий, расписанием звонков. Календарный учебный график регламентируется: приказами по лицею, расписанием занятий, графиками дежурств, должностными обязанностями, графиками работ специалистов, нормативными документами. Календарный учебный график Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели. 2-4-е классы – 34 недели. Учебный год начинается с 01.09, оканчивается 31.05. следующего года. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программамначального общего образованиямуниципального общеобразовательного учреждения лицея № 2. Регламентирование образовательного процесса на год Учебный год на первом уровне обучения делится на 4 четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней и регулируется ежегодно календарным учебным графиком с соблюдением сроков каникулярного времени. Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные каникулы в феврале (7 дней) Регламентирование образовательного процесса на неделю Продолжительность учебной рабочей недели: В 1-4 классах пятидневная рабочая неделя. Регламентирование образовательного процесса на день Учебные занятия организуются в одну смену. Занятия дополнительного образования, групп продленного дня, обязательные индивидуальные и групповые занятия и т.п. организуются по окончании основных занятий учащихся. Начало занятий 8.00. Продолжительность уроков: во 2-4 классах- 40 минут, 1 классы – в сентябре-октябре – 35 минут по 3 урока, в ноябре-декабре – 35 минут по 4 урока, во II полугодии - 40 минут.Основная образовательная программа основного общего образования (Обновленный ФГОС 2022/2023)
Наименование образовательной программы Основная образовательная программа основного общего образования (Обновленный ФГОС 2022/2023) Образовательная программа Аннотации к рабочим программам и рабочие программы Рабочая программа по учебному предмету «Биология» на уровень основного общего образования (для 5–9-х классов)
Наименование рабочей программы Рабочая программа по учебному предмету «Биология» на уровень основного общего образования (для 5–9-х классов) Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа по учебному предмету «Гегорафия» на уровень основного общего образования (для 5–9-х классов)
Наименование рабочей программы Рабочая программа по учебному предмету «Гегорафия» на уровень основного общего образования (для 5–9-х классов) Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5 класса (1 час в неделю)
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5 класса (1 час в неделю)
Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (для 5–го класса)
Наименование рабочей программы Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (для 5–го класса) Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа по русскому языку на уровень основного общего образования (для 5–го класса)
Наименование рабочей программы Рабочая программа по русскому языку на уровень основного общего образования (для 5–го класса) Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа учебного курса физическая культура 5 класс
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса физическая культура 5 класс Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
Наименование рабочей программы Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Мы в мире профессий 1-11 классы
Наименование рабочей программы Мы в мире профессий 1-11 классы Аннотация к рабочей программе
Каждому гражданину нашей страны формально предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. В связи с этим в настоящее время особенно актуальна проблема выбора будущей профессии, то есть требования профессии (надо) к человеку должны, по возможности, совпадать с его психологическими особенностями (могу), профессиональными планами и намерениями (хочу), а также и с социально-экономическими тенденциями и перспективами развития современного рынка труда.
В настоящее время большинство обучающихся, по всей вероятности, могут испытывать определенные затруднения в выборе как будущей профессии обучения, так и будущего профиля. Выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией.
Таким образом, одной из основных задач профориентационной работы в школе является подготовка обучающегося к выбору образовательного маршрута в соответствии с его будущими профессиональными планами и намерениями, а также с учетом образовательных возможностей.Рабочая программа Геральдика России 5 класс
Наименование рабочей программы Геральдика России 5 класс Аннотация к рабочей программе
Цель курса: содействие формированию у обучающихся патриотизма, гражданственности, культуры, толерантности.
Задачи курса:
Рабочая программа Легкая атлетика 5-9 классы
Наименование рабочей программы Легкая атлетика 5-9 классы Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Мастерская творческих проектов 5-9 классы
Наименование рабочей программы Мастерская творческих проектов 5-9 классы Аннотация к рабочей программе
Задачи курса:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы воспитания лицея №2. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
Рабочая программа Фитненс 5-9 классы
Наименование рабочей программы Фитненс 5-9 классы Аннотация к рабочей программе
Фитнес – это вид двигательной активности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, улучшение эмоционального состояния занимающихся, на повышение уровня общей физической подготовленности и комплексное развитие физических качеств
Программа «Фитнес для укрепления здоровья» носит спортивно-оздоровительную направленность и включает в себя: теоретический раздел «Основы знаний о здоровом образе жизни», различные упражнения аэробной и силовой направленности, упражнения на гибкость, упражнения для развития быстроты и координации движений, упражнения с предметами, гимнастические упражнения, танцевальные упражнения, упражнения под музыку, упражнения и игры с мячом.Рабочая программа Нормативный срок обучения 5 лет Образовательной программой не предусмотрена практика Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение) русский язык Организация не осуществляет научную деятельность Информация о календарном учебном графике Календарный учебный график У образовательной программы нет государственной аккредитации У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации Численность обучающихся 410 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 410 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Основная образовательная программа начального общего образования (Новая редакция)
Наименование образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования (Новая редакция) Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы Основная образовательная программа начального общего образования (Новая редакция)
Наименование рабочей программы Основная образовательная программа начального общего образования (Новая редакция) Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Нормативный срок обучения 4 года Образовательной программой не предусмотрена практика Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение) Русский язык Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования) Информация о календарном учебном графике Календарный учебный график
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы Срок действия общественной, профессионально-общественной аккредитации Численность обучающихся Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами Основная образовательная программа основного общего образования (Новая редакция)
Наименование образовательной программы Основная образовательная программа основного общего образования (Новая редакция) Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы Основная образовательная программа основного общего образования (Новая редакция)
Наименование рабочей программы Основная образовательная программа основного общего образования (Новая редакция) Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Нормативный срок обучения 5 лет Образовательной программой не предусмотрена практика Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение) Русский язык Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций дополнительного профессионального образования) Информация о календарном учебном графике Календарный учебный график
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы Срок действия общественной, профессионально-общественной аккредитации Численность обучающихся Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами Основная образовательная программа начального общего образования (Обновленный ФГОС 2022/2023)
Наименование образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования (Обновленный ФГОС 2022/2023) Образовательная программа Аннотации к рабочим программам и рабочие программы Рабочая программа по музыке на уровень начального общего образования (для 1 – 4 классов)
Наименование рабочей программы Рабочая программа по музыке на уровень начального общего образования (для 1 – 4 классов) Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа учебного курса физическая культура 1 классы
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса физическая культура 1 классы Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класса Аннотация к рабочей программе
Объединение в обучении младших школьников художественных и трудовых процессов значительно повышает педагогические средства влияния на общее развитие детей и, вместе с тем, расширяет возможности выявления и развития их индивидуальных способностей. Для занятий искусством такое объединение ценно тем, что принципы красоты дети применяют к самым разнообразным сторонам своей жизни и практической деятельности. В занятия трудом искусство вносит творческое начало и, характерное для всякой художественной деятельности, стремление к совершенству самых разнообразных трудовых операций. К тому же художественный труд в данной программе включает формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно в сфере ручного труда), которое предусмотрено типовой программой «Технология».
Вторая из главных целей этой программы тоже определяется общечеловеческой потребностью — прежде, чем что-то делать, построить образ будущего действия. Что требует развития у детей воображения, образного мышления, фантазии, интуиции — способностей, необходимых в любом деле, но активно развивающихся преимущественно через занятия разными видами художественной деятельности. Воображение — обязатель- ный компонент творчества в любом занятии: научном, техническом и, особенно, в художественном.
Итак, ведущей целью этой программы является развитие у детей способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Что в содержании, методике и организации уроков обеспечивается органичным единством учения и творчества детей.Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1 класса Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Математика» 1 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Математика» 1 класса Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класса Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 1 класса
Наименование рабочей программы Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 1 класса Аннотация к рабочей программе Рабочая программа Мы в мире профессий 1-11 кл
Наименование рабочей программы Мы в мире профессий 1-11 кл Аннотация к рабочей программе
Каждому гражданину нашей страны формально предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. В связи с этим в настоящее время особенно актуальна проблема выбора будущей профессии, то есть требования профессии (надо) к человеку должны, по возможности, совпадать с его психологическими особенностями (могу), профессиональными планами и намерениями (хочу), а также и с социально-экономическими тенденциями и перспективами развития современного рынка труда.
В настоящее время большинство обучающихся, по всей вероятности, могут испытывать определенные затруднения в выборе как будущей профессии обучения, так и будущего профиля. Выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией.
Таким образом, одной из основных задач профориентационной работы в школе является подготовка обучающегося к выбору образовательного маршрута в соответствии с его будущими профессиональными планами и намерениями, а также с учетом образовательных возможностей.Рабочая программа Подвижные игры 1-4 кл
Наименование рабочей программы Подвижные игры 1-4 кл Аннотация к рабочей программе
Подвижные игры — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные навыки и умения, у них вырабатывается смелость, воля, находчивость, наблюдательность, сообразительность. Игры способствуют укреплению здоровья и развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Посредством игры ребенок удовлетворяет свою потребность в движении, получает положительные эмоции, учится коллективным действиям и взаимоотношениям с окружающими. В начальной школе игровой метод занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода физического воспитания. Подвижные и спортивные игры тесно связаны между собой. Спортивные игры - это высшая ступень развития подвижных игр. Спортивные игры отличаются от подвижных игр более сложными и едиными правилами, а также наличием специальных технических и тактических приемов. Применение подготовительных подвижных игр обеспечивает необходимую постепенность перехода от подвижных к спортивным играм и содействует наилучшему овладению техникой и тактикой спортивных игр.Рабочая программа Символы государства 1-4 кл
Наименование рабочей программы Символы государства 1-4 кл Аннотация к рабочей программе
роли в патриотическом и гражданском воспитании детей – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений. Приобщение подрастающего поколения к государственной символике является одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, которое основывается на принципе единства гражданско-патриотического сознания и гражданско- патриотической деятельности. Формирование гражданско-патриотического сознания включает в себя различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.). Организация гражданско-патриотической деятельности выражается главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах. Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.Рабочая программа Учимся для жизни 1-4 кл
Наименование рабочей программы Учимся для жизни 1-4 кл Аннотация к рабочей программе
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для формирования и развития функциональной грамотности.Рабочая программа Нормативный срок обучения 4 года Образовательной программой не предусмотрена практика Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение) Русский язык Организация не осуществляет научную деятельность Информация о календарном учебном графике Календарный учебный график У образовательной программы нет государственной аккредитации У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации Численность обучающихся 366 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 366 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами 0 чел.